РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Алгоритм действий при насилии

Следственный комитет на постоянной основе и во взаимодействии с другими государственными органами участвует в изучении проблемы предупреждения совершения преступлений в отношении малолетних, а также выработке решений, направленных на их профилактику.В рамках реализации данного направления деятельности ведомством  подготовлены информационно - наглядные материалы (инфографика) для детей и родителей с конкретными практическими рекомендациями и алгоритмом действий в кризисных ситуациях. 

Информация о том, как уберечь детей от насилия

свернуть

Ошибки при выборе профессии

Ошибки при выборе профессии


                                                                                             Хорошо работается, когда                                                                                                         любишь свою                                                                                                              профессию, 
                                                                                             с увлечением                                                                                                       занимаешься ею.
                                                                                                                                                                                                                                                 Юрий                                                                                                                    Алексеевич Гагарин

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.
Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Будь готов к тому, что придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойся того, что выбор профессии сейчас, в 11-м классе, фатальным образом определит твою судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если ты затем передумаешь и найдёшь что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.
2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, дворник).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учёта твоих интересов и способностей. Иначе будешь владеть (если будешь), «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажешься непригодным к выполнению основных рабочих функций.
3. Выбор профессии под влиянием друзей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «№размеру» так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других,  СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей, а в чём вы сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет быть пожарным (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо в первую очередь учитывать особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый ежедневный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах, чаще они штудируют массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много – переводчик, экскурсовод, преподаватель и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы (описание особенностей конкретной профессии, раскрывающих специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку) или словари профессий. Стоит проанализировать вакансии на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной профессии). Например, человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарём-референтом. Имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов (психолог, юрист, маркетолог и т.д.).
Профессии могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в учреждения высшего образования при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А знание компьютера сегодня необходимо абсолютно во всех сферах деятельности, вплоть до животноводства.
8 Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации по психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья. 
Таких профессий немного, и к ним относятся в основном те, в которых требуется длительное физиологическое напряжение. Компьютерщики, например, сильно напрягают глаза, а лётчики – сердце…
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определённые действия в определённой последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.
 

свернуть

Советы подростку, выбирающему будущую профессию

Советы подростку, выбирающему будущую профессию

Выбор профессии — трудный и важный шаг в твоей жизни. Не выбирай будущую профессию случайно. Доверься профессионалам. Обдумай свой выбор с учетом своих способностей, внутренних убеждений,  реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

Для этого используй следующие советы:

- Обдумай свои хобби, интересы, увлечения — они могут стать твоей профессией.

- Взвесь свои сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

- Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Читай больше книг, статей, журналов.

- Общайся с людьми  избираемых профессий, совершай экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда.

- Посещай дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию.

- Сравни свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбираешь.

- Если ты принял решение — не отступай, иди решительно к намеченной цели.

Принципы, которые следует учитывать при выборе профессии.

  • Принцип сознательности:

-что я хочу;

-что я есть;

-что я могу;

-что от меня потребует работа и  коллектив.

  • Принцип соответствия.

Будущая профессия должна соответствовать  интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.

  • Принцип активности.

Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».

  • Принцип развития.

Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности,  организованности,  самостоятельности, инициативности,  выдержки, настойчивости.

 Затруднения при выборе профессии.

1. Незнание правил выбора профессии:

выбор профессии за компанию;

ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

незнание или недооценка своих физических особенностей;

незнание или недооценка своих психологических особенностей;

неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. Незнание мира профессий:

увлечение только внешней стороной профессии;

предубеждение в отношении престижности профессии;

незнание требований профессии к человеку.

Выбираем учебное заведение.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

Адрес учебного заведения и его полное название?

Вопросы по планированию своей профессиональной карьеры:

От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?

Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?

Твои любимые учебные предметы?

Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

О какой работе ты мечтаешь?

Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет?

Какая работа была бы для тебя идеальной?

Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?

Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную  работу?

Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

Главное, спланируй ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуй!

свернуть