РУС БЕЛ ENG

Правовое воспитание

 

Международный день безопасного Интернета (Safer Internet Day, SID) ежегодно отмечается во всем мире во второй день второй недели февраля с целью повышения осведомленности и принятия конкретных действий для обеспечения защиты в Интернете для всех, особенно для детей и молодежи.

В этом году Международный день безопасного Интернета отмечается 6 февраля под лозунгом «Вместе ради лучшего Интернета».

Международный день безопасного Интернета, начавшийся в 2004 году по инициативе проекта ЕС SafeBorders и поддержанный сетью Insafe в качестве одного из первых мероприятий в 2005 году, сегодня проводится примерно в 190 странах и территориях по всему миру.

Интернет-безопасность – это безопасность действий и транзакций, совершаемых в интернете. Интернет-безопасность входит в более широкие понятия, такие как кибербезопасность и компьютерная безопасность, и включает безопасность браузера и сети, а также правильное поведение в сети и ответственное использование онлайн-технологий.

Проводя значительное время в сети, можно столкнуться со следующими угрозами интернет-безопасности: взлом; вирусы и вредоносные программы, которые могут повредить данные и сделать системы уязвимыми для других угроз; кража личных данных, личной и финансовой информации.

Частные лица и организации могут защититься от подобных угроз, используя приемы интернет-безопасности: использование многофакторной аутентификации, внимательное отношение к выбору браузера, создание надежных паролей и использование менеджера паролей, использование на устройствах последней версии программы безопасности, которая важна для сохранения конфиденциальности и безопасности, и многое другое.

ПАМЯТКА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ  В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Классификация интернет-угроз
Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 
•    суицид-сайты; 
•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
•    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
•    сайты порнографической направленности;
•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 

Правила работы в сети Интернет

1.    Не входите на незнакомые сайты.
2.    Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3.    Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
4.    Никогда не посылайте никому свой пароль.
5.    Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6.    При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
7.    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8.    Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9.    Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
10.    Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
11.    Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Возраст от 7 до 8 лет
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. 

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет
•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
•    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
•    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
•    Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
•    Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
•    Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
•    Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
•    Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
•    В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет 
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
•    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
•    Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
•    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.
•    Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.
•    Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
•    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
•    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
•    Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
•    Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
•    Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
•    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
•    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
•    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
•    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
•    Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
•    Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
•    Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
•    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

 

Социальный ролик "Даже и не думай"

Материалы о безопасности в сети, предотвращающие киберпреступления

Алгоритм рабоыт в сети Интернета

Общая безопасность в интернете

Памятка по мониторингу соцсетей

Интернет глазами ребенка

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 мая 2021 г. № 99-З "О защите персональных данных"

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:

  • ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
  • ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
  • ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
  • ст.351 «Компьютерный саботаж»;
  • ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
  • ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
  • ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
  • ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»

Материалы для ведения профилактической работы с учащимися учреждений образования и их родителями по теме «Профилактика правонарушений в сети Интернет»

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТНУПНОСТИ

Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.).

Понятия и их определения

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. Источник

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. Источник 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. Источник 

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. Источник

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. Источник

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. Источник

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. Источник

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. Источник

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. Источник

Мошенничество в виде лотереи – это электронное сообщение, информирующее вас о том, что вы выиграли огромную сумму денег, и для того, чтобы получить свой приз или выигрыш, вам нужно заплатить небольшую плату. Источник

Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. Источник

Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Источник 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. Источник

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. Источник

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. Источник

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. Источник

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Источник

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. Источник

Скам (scam – c англ. яз. афера, мошенничество) – это мошенничество в сети Интернет. Источник

Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. Источник

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). Источник

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. Источник

Smishing (использование текстовых сообщений SMS) – это метод, похожий на фишинг, но вместо отправки электронных писем злоумышленники отправляют текстовые сообщения своим потенциальным жертвам. Вы получаете срочное текстовое сообщение на свой смартфон с прикрепленной ссылкой, в которой говорится, что оно принадлежит вашему банку и вам необходимо получить к нему доступ, чтобы обновить банковскую информацию или другую информацию онлайн-банкинга. Источник 

Кибербуллинг

Информация о кибербуллинге, о противодействии этому негативному явлению, тест-тренажер

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам кибербезопасности

Профилактическое видео

Видеосюжеты о хакерских атаках, профилактике кибербуллинга. Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут детям получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете

ПАМЯТКИ

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам компьютерной безопасности и цифровой гигиены

Буклеты

Образцы раздаточных материалов для информирования по вопросам цифровой гигиены

Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления
Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов

Материалы сайта kids.pomogut.by

Проверьте свою цифровую грамотность.

Рекомендации для детей
Рекомендации для родителей
Рекомендации для педагога

Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси

МЧС ИНФОРМИРУЕТ

подробнее...

МВД ИНФОРМИРУЕТ

подробнее...