РУС БЕЛ ENG

Экскурсия « Ой, ленок мой чистый, чистый золотистый"

 Экскурсовод: Трудно представить, что раньше у каждой избы, за околицей каждой деревни голубела широкая полоска льна – северного шелка! Эти нежные синие цветы сегодня преданы забвению, а раньше почти каждая семья возделывала лен, наряду с рожью и пшеницей. Льну были посвящены особые праздники.
Легенда. 

Существует очень красивая легенда о цветках льна. Юная дева, с длинными и пушистыми, как облака, волосами и небесно-голубыми глазами полюбила прекрасного юношу. И он страстно в нее влюбился. Но отправил его жестокосердый отец в дальние страны на поиски славы и богатства.
Он уехал, но обещал деве вернуться и жениться на ней. Долго ждала она его, выходила на крыльцо и лила слезы. И дивные голубые ее глаза потускнели, а там, где капали ее слезы, вырос лён и зацвел небесно-голубыми цветами под цвет ее глаз. Через много лет вернулся юноша, ставший уже глубоким старцем ,и  появился перед ней.
Испугалась дева, что увидит он ее поблекшие от слез и долгих ожиданий глаза и спрятала лицо в букет из голубых цветков льна. А когда подняла голову и взглянула на возлюбленного, он увидел, что ничего не смогло сделать время с ее дивными небесно-голубыми глазами — они были по-прежнему такими же. Цветки льна вернули ей былую красу.
Лен известен человеку с глубокой древности, льняная ткань считается самой старинной. Официальной науке известны находки изо льна возрастом около 10 тысяч лет. Лен был распостранён на Руси, в Индии, Ассирии, Персии, Месопотамии, Египте, Греции и Риме. Ткачи древности владели техникой прядения, позволявшей изготовлять столь прозрачную и легкую льняную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, а сам наряд проходил сквозь колечко. На Руси ко льну относились с уважением и трепетом, лен ценили за обережные и очистительные свойства. Одежда изо льна считалась ритуально чистой и охраняла тело человека, который ее носит.

Все работы по выращиванию и обработке льна ложились на женские плечи. Вологодский писатель В. И. Белов в своей книге «Лад» нашёл очень образное определение: «Лён – спутник женской судьбы».

Чтобы сохранить в памяти потомков сведения о льняном цикле – долгом и трудном, как жизненный путь самого человека - давайте проследим этот удивительный цикл.

 

 

I. РУЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА (ЛЬНЯНОЙ ЦИКЛ)

1. Посев.

Сеют лен 21 мая (по старому стилю) в день Олёны-льняницы, в теплую, влажную землю. Чтобы уберечь всходы от льняной блохи, их посыпали древесной золой. Едва появились светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Молодой лен после прополки легко распрямляется, растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит».

Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба. Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить.

          2. Теребление.

Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети.

Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли! 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.

          3. Обмолот (околачивание).

Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам.

Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру.

Льняное семя хранили в крепких холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила.

         4. Расстил.

Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался».

Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.

          5. Битьё масла.

Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом её, ещё горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света.

Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту.

Льняное масло кормило, освещало, лечило.

 

 

Масло было излюбленным продуктом питания на Руси, особенно во время постов. Его наливали в лампадки, висящие в красном углу, в плошки, стоящие на столах. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон. Простывшего и заболевшего человека поили чаем с льняным маслом, чтобы ослабить боль и сухость в горле.

         6. Подъем льна и сушка.

Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течении 3 – 4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить.

 Пробабушки вспоминает: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».

          7. Мятка.

Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно.

Измятую тресту сушили на печи или на полатях. Кострика шла на подстилку скоту.

От мятки переходили к такому коллективному занятию как трепание.

         8. Трепание.

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «смотри молодца из бани, девицу - из трепальни».

Трепание – тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба – всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

В день «Льняницы» устраивали льняные смотрины – выносили вытрепанный лен на показ: у кого лучше.

В общении работа спорилась, трудности и горести казались не такими страшными.

           9. Очёсывание.

           Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:

Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).

Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).

Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).

После очеса наступало время пряжи.

          10.Прядение.

«В низенькой светелке огонек горит,

 Молодая пряха под окном сидит…»

 – поется в народной песне. Все   ходила в холщевой одежде. Сколько же льна перепряли женские руки!

Льняную одежду носили много лет, передавая по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям.

Очёсанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая.

Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».

Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки.

Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.

Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.

         11. Обработка пряжи.

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали во время мартовских утренников. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

         12. Тканьё.

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

Станку из нашего музея – более 100 лет!

На кроснах ткали простую ткань и узорницу. Для узорной ткани на станке было 4, а то и 8 нитченок и подножек; такая работа требовала высочайшего мастерства. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом.

Холст из тонкой пряжи шел на белье, рубашки, полотенца.

Пряжа из пачесей и изгребей шла на тканое рядно (для мешков, рукавиц, портянок). Самый грубый холст назывался пестрядью. Рисунок ткани состоял из клеток разной величины и различных расцветок.

Весной холсты белили (бучили) в золе, а затем на снегу. Зола должна быть чистой, просеянной, лучше всего из ольхи. Летом белили на чистом лугу, у озера или реки, часто макая холсты в воду.

Готовый холст складывали в сундуки и коробьи.

В раннем детстве девочке клали в коробью первый холст, затем ежегодно добавляли, так и накапливалось приданое.

         13. Крашение ткани.

Выбеленный льняной холст красив необычайно!

Однако в быту часто требовались ткани «немаркие», поэтому белые холсты окрашивали.

Краски дарила сама природа: цветная глина, кора ивы, ольхи, дуба, сажа, корни растений.

Цветовая палитра была скромной: красный, черный, синий цвета, реже – зеленый. Однако женщины создавали рисунки необычайной красоты и яркости. На то они и мастерицы!

Крашением холста завершался долгий и трудный льняной цикл.

Чем славен лен в древнем мире
- Мумии фараонов Египта были завернуты в льняные бинты, которые сохранились до наших дней благодаря не только специальным бальзамам, но и специальным свойствам льна, льняные бинты, в которые были завернуты мумии, сохранили через тысячелетия прочность и эластичность.

-Плащаница, в которую было завернуто тело Иисуса, была льняной.

-Александр Македонский носил защитный панцирь изо льна, который защищал его в сражениях.

-Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

-Когда не было еще бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг [Льняная книгаk древних этрусков была написана на льняной ткани в VII в. до н. э.

-Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесенной в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей.

-Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за [золотым руном) был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи из льна, продававшейся буквально на вес золота.

-В льняную одежду одевались римские патриции, солдаты и матросы петровской армии, прядильные фабрики снабжали льном царский двор Романовых

-Интересно, что в древнем Египте и античном мире льняные одежды считались привилегией знати, а на Руси лен считался стандартом для всего народа. Восточные авторы древности описывающие славян непременным атрибутом одежды указывают лен. Также изо льна производилась парусина, канаты и льняное масло.

-По традиции качество волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. В Египте получали 240 километров из 1кг пряжи, настолько тонкой была нить. Вот почему ткань, полученная из египетских нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Носить одежды из такой ткани могли только царственные особы да могущественные жрецы, и то лишь при богослужениях в храмах.