1) Любопытство. Молодые люди слышат о приятных эффектах наркотиков от других людей и хотят пережить подобное.
2) Протест. Молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей.
3) Желание развлечься и получить удовольствие.
4) Стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы. Вероятность приобщения подростка к наркотикам очень сильно может зависеть от того, употребляют ли их его друзья.
5) Желание добиться признания, стараясь выглядеть более смелыми и решительными, чем другие, совершая поступки, на которые другие не отважатся. Молодые люди хотят показать: они уже взрослые и могут делать то, что не позволительно детям.
6) Желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем, или, наоборот, обрести способность им противостоять. Застенчивые молодые люди больше предрасположены к употреблению наркотиков.
7) Приобщение к сбыту наркотиков. Некоторые молодые люди вовлекаются в продажу наркотиков в самом раннем возрасте, прежде, чем сами начинают их употреблять.
8) Проблемы в семье. На употребление наркотиков молодыми людьми влияют следующие факторы (нарушенные взаимоотношения в семье, конфликты, дисциплина, двойные стандарты поведения — одни для себя, другие для детей, недостаток общения)
Признаки употребления наркотиков
Изменения в поведении:
потеря интереса к прежним увлечениям, уходы из дома, прогулы в школе, уход от участия в семейных делах, появление новых подозрительных друзей, с которыми говорит по телефону, понижая голос; необычные просьбы дать денег, пропажа вещей и денег из квартиры, частая резкая смена настроения от агрессивной взвинченности до беспричинного благодушия. Ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться. Нарушение сна: возможна как дремота в самой неподходящей обстановке, так и возможность сутками обходиться без сна. Нарушение аппетита: возможны как приступы «волчьего голода» или жажды, так и возможность сутками обходиться без пищи.
Внешние изменения:
неряшливость в одежде, покраснение глаз, ((мутный взгляд», чрезмерно суженные или расширенные зрачки, следы раздражения возле носа и рта, невнятная речь, нарушение координации движений, заторможенность или двигательная активность.
Очевидные признаки:
следы от уколов (необязательно на руках), мелкие пятна крови на белье и одежде, появление среди вещей шприцев, баночек, бутылочек, таблеток, маленьких ложечек, свёрнутых в трубочку бумажек, фольги, повышенное внимание к домашней аптечке.
В помощь
Последовательность действий при подозрении на употребление наркотиков несовершеннолетним.
1.Ваша первоначальная задача: помочь подростку стать более искренним перед самим собой, помочь понять пагубность привыкания к токсическим веществам, формировать сознательную самооценку, целостность. Нельзя поощрять саморазрушительное поведение и отношение к себе.
2.Ваша помощь должна быть предложена, но не форсирована. Подросток не примет Вашу помощь, будет подозрителен, пока между Вами не установится доверие.
3.Не говорите случайным людям о заболевании подростка, поскольку эта информация может быть использована против него. Разглашение информации абсолютно разрушает доверие и нарушает конфиденциальность.
4.Надо точно знать и представлять какую помощь Вы можете оказать. Поэтому Вы должны безошибочно ориентироваться в том, какова компетенция в этом вопросе правоохранительных органов, в чем заключается содержание работы с подростком в наркологическом диспансере или в другом медицинском учреждении, какие учреждения оказывают помощь наркоманам, их адреса.
5.Вы должны знать, какова ситуация в семье подростка, можно ли рассчитывать на помощь родителей и других родственников, каково окружение ребенка по месту жительства.
6. Необходима просветительская работа среди детей, введение обязательных системных антинаркотических занятий и семинаров для всех участников образовательного процесса.
При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:
(при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов)
При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:
Категорически нельзя:
- Указывать на источник Вашего подозрения.
- Вести разговор с подростком при посторонних.
- Задавать прямые вопросы, способные спровоцировать ложь («Ты наркоман?», «Ты употребляешь наркотик? и т.п.».