Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
- Главная
- Об учреждении
- Одно окно
- Обучающимся
- Родителям
- Учительская
- Детский сад
- Сервисы
Конспект занятия-экскурсии по патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина?»
Цель: формировать чувство уважения, любви к малой родине.
Задачи: закреплять знания детей о названии родного посёлка, знакомить с его достопримечательностями, подвести к пониманию того, что люди, которые строили посёлок, очень старались и хорошо выполнили свою работу; воспитывать чувство гордости за свой посёлок.
Материалы: фотографии родного посёлка, карта Лидского района, фотографии города, деревни и посёлка, конверты с разрезной картинкой «Собери новый аттракцион для парка» для каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель вешает на стенд фотографию природы деревни Белица и фотография. Читает стихотворение Дмитриева Р. «Край родной»:
Белицкий край,
Твои просторы бесконечны
Земной я вижу рай
В красотах твоих вечных.
Даря прекрасные мгновенья,
Лес в отдалении шумит,
И улучшая настроенье,
Родник тихонечко журчит.
Вдали, широкой лентой извиваясь,
Блестя на солнце, Псел течёт.
А здесь в прудах зеркальных отражаясь,
Ивушка кудрявая растёт.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Понравилось ли вам стихотворение?
-О чём говорится в стихотворении?
- Чем славится наш посёлок?
- Как вы думаете, почему он так называется?
Воспитатель: «Ребята, а чем же отличается посёлок от деревни и от города?»
Ребята рассматривают фотографии города, деревни и посёлка и называют с помощью воспитателя признаки посёлка.
Воспитатель: «Ребята, а мы с вами где живём? В городе, агрогодке или в деревне?»
Воспитатель рассказывает детям про Белицу:
- Белица — посёлок расположен на западе Гродненской области в 30 км от города Лида Республики Беларусь. В аг. Белица находится участковая больница, средняя школа, дом культуры, пожарная часть, и ря других инфраструктур. Посёлок располагается на берегу реки Неман.
Численность населения ?? чел
Основные предприятия посёлка:
-средняя школа;
-сельский совет;
-магазин;
-больница;
-пожарная часть;
-АЗС.
По субботам в летнее время в доме культуры и отдыха проводятся концерты, дискотеки.
Воспитатель показывает на карте, где расположен аг.Белица
Ребята рассматривают карту.
Воспитатель предлагает совершить экскурсию по посёлку, не выходя из группы.
- Ребята, на чём поедем?
- На автобусе.
Дети берут стульчики и расставляют их в виде автобуса, где водителем является воспитатель.
Воспитатель показывает детям фотографию центральной улицы посёлка – улицы Красноармейской, где школа, магазин, дом культуры, костел.
- Что находится на этой улице?
- Кто был на улице Красноармеской?
Воспитатель: «Первая остановка – «Дом культуры и отдыха» (показать фотографии).
Физкультминутка: воспитатель предлагает встать и подойти к столам с конвертами
Воспитатель: «Продолжаем путешествовать по родному посёлку, а путеводителем у нас будет стихотворение И. Киселёва «Я люблю тебя, деревня»:
И смотрю на край родной…
Вот селенье предо мною
Под горою меловой.
Ели здесь шумят века.
Виден пруд издалека.
А с ближайшего ключа
Ручеек бежит ворча.
Посмотри – деревня Белица
Весь в лесах, цветах, садах.
И, склонившись нежно, ива
Отражается в прудах.
Воспитатель: «Вторая остановка – «река Неман»: рассматривать фотографии.
Воспитатель: «Третья остановка – «Памятник у братской могилы времён ВОВ «Солдат–воин»:
На пригорке, над прудом,
Спят солдаты вечным сном.
Те, кто, Родину от фашистов защищая,
Не увидел ликованья мая.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, вот на эти фотографии («Памятник у братской могилы времён ВОВ «Солдат–воин», «Аллея славы героям Советского Союза». Какая фотография здесь лишняя?
Воспитатель: «Последняя остановка - «Церковь и Костел» (рассматривать фотографии).
Золоченый отблеск куполов
Вековые сосны отражают.
Слышу звон колоколов:
В храме люди душу очищают.
Сердце сжалось замирая,
Я смотрю вокруг себя:
Красотища-то какая!
Белица, я люблю тебя!
Воспитатель:
- Наша экскурсия подошла к концу. Понравилось ли вам наше путешествие по Белице?
- Как вы думаете, ребята, почему автор Киселёв написал так:
Сердце сжалось замирая,
Я смотрю вокруг себя:
Красотища-то какая!
Белица, я люблю тебя!
Воспитатель:
- Почему наш посёлок очень красивый? Кто создаёт эту красоту?
- Наш красивый посёлок создавали, строили люди разных профессий. Они старались работать хорошо, чтобы в посёлке было удобно жить, чтобы он был очень красивый и большой. Если каждый житель будет делать для посёлка что-нибудь хорошее, он станет ещё краше.
Игра-путешествие "По родным местам"
Цель: - формирование чувства любви к своей малой родине, месту, в котором вырос и живешь; - сопричастности к истории своего села.
Задачи:
- формирование интереса детей к истории своей деревни, её традициям и обычаям;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- формирование эстетических качеств у воспитанников: восхищение красотой родной деревни, её природой, достопримечательностями, людьми, живущими рядом, их делами.
Оформление:
Выставка рисунков о родной деревне;
Фотографии любимых мест детей;
Оборудование: мультимедийная презентация «Моя малая родина»
Участники игры: дети подготовительной группы
Ход игры
Ведущий: Наша викторина называется «По родным местам».
Детство – это самая счастливая пора, ведь его сопровождают теплые руки матери, радостные голоса друзей, добрые советы воспитателей, помощь и забота родителей и, конечно же, наше любимая деревня, в которой мы родились, растем и учимся.
(Под торжественную музыку дети входя в зал)
Ведущий: Игра- викторина у нас сегодня необычная.
У меня в руке – куб
На кубе нарисованы разные картинки (Эмоции; растение и животное; паспор)
Кидаем куб и смотрим, что выпадет…
1 конкурс:
Загадки:
Три двора, три кола,
Дорога одна,
Кругом леса и поля,
Там петушок кричит с утра!
Вместо фабрик и заводов,
Фермы и поля, подворья,
Избы, пашни, огороды,
Это всё на, что похоже?
ДЕРЕВНЯ
2 конкурс – «Паспорт места жительства».
Ведущий: Заполнить анкету для паспорта места жительства нашего детского сада:
Планета-(Земля);
Страна-(Республика Беларусь);
Область – (Гродненская);
Район-(Лидский);
Деревня -(Белица);
Улица-(Красноармейская);
Дом-(№-).
Игра-пазл «Паспорт нашей деревни»
Ведущий:
Каждый город, село, как и человек, имеет свое «лицо»: это его название и достопримечательности.
3 конкурс – «Достопримечательности нашего села».
Презентация «По родным местам»
В зал приглашаются «Знатоки» нашего села.
- Назовите улицы нашего села;
- На какой улице расположен детский сад?;
- Назовите главное здание нашего села;
- Название нашей реки?;
- Чем славится наше село?;
- Какими ремеслами занимались наши предки?;
- Профессии ваших родных?;
- Назовите достопримечательности села;
Проводится подвижная народная игра «Виды спорта Республики Беларусь»
4 конкурс – «Природа нашего края».
- Назовите полезные ягоды, которые растут в нашем крае;
- Назовите ценных животных нашей местности;
- Какие рыбы водятся в нашей реке;
- Грибы нашего леса;
- Птицы нашего края;
- Деревья и кустарники;
Рисование «Моя деревня»
Ведущий: Наша игра подошла к концу.
Вы, молодцы, оказались достойными знатоками своей деревни, своей малой Родины.
Вы справились со всеми заданиями.
За это мы дарим вам умную книгу - энциклопедию.
ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ДЕРЕВНЮ»
Руководитель проекта:
Аннагиева Ирина Казимировна воспитатель первой квалификационной категории
2022
Паспорт проекта
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, учитель – дефектолог; музыкальный руководитель; родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта: информационно - познавательный.
По количеству участников: групповой.
По длительности: средней продолжительности (Декабрь - май).
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным агрогородком, его достопримечательностями и символикой, улицами, на которой проживает ребенок, природой родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей нашей группы, мы выяснили, что родители имеют недостаточно знаний о своем агрогородке, не уделяют внимание данной проблеме, дети не владеют достаточной информацией о родном агрогородке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. В связи с этим, проблема эколого-нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной.
Актуальность проекта:
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природе, воспитание экологической ответственности, как результат формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться).
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родной деревне, родной природе, и родной стране играет огромную роль в становлении личности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире и вырастает из любви к близким, родным местам.
Цель проекта:
Формировать эколого–нравственно-патриотические ценности у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о родном крае.
Задачи:
- Ознакомление детей с историей агрогородка Белица, его достопримечательностями.
- Ознакомление детей с промышленными объектами родного края; с окружающей средой родного края.
- Закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада.
- Формирование представлений детей о флоре и фауне родного края.
- Развитие музыкальных и художественно – творческих способностей детей.
- Расширение кругозора и словарного запаса.
- Развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря детей; развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие умений свободно мыслить, фантазировать.
- Воспитание любви к родному агрогородку, умение видеть прекрасное, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Воспитание уважения к труду взрослых.
Направления деятельности реализации проекта: игровая деятельность; коммуникативная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; чтение (восприятие) художественной литературы; конструирование; двигательная деятельность; музыкальная деятельность, изобразительная деятельность; самостоятельная деятельность.
Формы, методы, приемы реализации проекта: беседы; рассказ; рассматривание иллюстраций и презентаций; чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений; дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры; опыты, эксперименты и наблюдения; рисование, конструирование, лепка, аппликация; интегрированная НОД, викторины и конкурсы подделок и рисунков.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня знаний детьми о своем агрогородке;
Активизация интересов детей к своей малой Родине – к своему агрогородку.
Расширение знаний о растительном и животном мире родного края.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Воспитание патриотических чувств у детей и бережного отношения к окружающей среде родного края.
Проявление интереса у родителей к проблеме проекта, участие родителей в организации работы по проекту.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Подбор и изучение методической литературы
- Анкетирование родителей
- Разработка содержания проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Подбор музыкального материала.
- Подбор иллюстраций «Моя деревня Белица»
- Составление музыкального занятия «Я люблю тебя моя деревня».
- Составление презентации «Достопримечательности деревни»
- Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
Перспективный план работы с детьми
Срок |
Содержание работы с детьми |
Ноябрь |
- Рассматривание иллюстраций «Деревня Белица». - Презентация «Достопримечательности нашей деревни». - Трудовой отряд (трудовая деятельность) «Уборка мусора на территории детского сада».
|
Декабрь |
- Беседа "Почему наш агрогородок так называется?" - Игра-путешествие "По родном местам". - Конструирование «Моя улица».
|
Январь |
- Рисование «Мой любимая деревня». - Акция «Сделай город чище». - Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
|
Февраль |
- Дидактическая игра «Чистая деревня». в природе. - Словесная игра «Отгадай знаменитые места нашей местности». - Лепка «Животные леса». - Конкурс подделок «Кормушка для птиц».
|
Март |
- Викторина «Родной свой край люби и знай». - Выставка рисунков «Достопримечательности нашей местности» - Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе – это мусор!»
|
Апрель |
- КВН «Мой любимый город». - Дидактическая игра «Четвертый лишний». - Экспериментальная деятельность «Что станет с фантиком от конфеты, брошенным на улице».
|
Май |
- Презентация «Предприятия агрогородка». - Составление рассказа из личного опыта по вопросам "Улица, на которой я живу".
|
Перспективный план работы с родителями
Срок |
Содержание работы
|
Ноябрь |
- Анкетирование родителей «Что вы знаете о своем агрогородке?»
|
Декабрь |
- Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня». - фотоколлаж «Зимний пейзаж моей улиц». |
Январь |
- Выставка рисунков «Моя деревня зимой».
|
Февраль |
- Конкурс подделок «Кормушка для птиц».
|
Март |
- Викторина «Родной свой край люби и знай».
|
Апрель |
- КВН «Мой любимый агрогородок».
|
Май |
- Фотоколлаж «Природа нашей местности»
|
Заключительный этап.
- КВН «Мой любимый город».
- Фотоколлаж «Наш агрогородок Белица».
- Выставка рисунков «Достопримечательности нашей деревни».
Ожидаемые результаты:
организованной деятельности по эколого-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.